Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи.

Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей. Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам серийного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.

Свобода творчества инженера, как осознанная необходимость в HI-FI усилителе

Перед тем как рассказать о создании «Брига», имеет смысл поведать о том времени, когда он создавался, и описать некоторые особенности советского рынка аудиотехники. Многим, особенно тем, кто не помнит «совка» может показаться, что я сгущаю краски, однако, смею заверить — это совсем не так.

1

Наиболее распространенными аргументами тех, кто в то время считал невозможным производство в СССР качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, были следующие:

  • Качественные элементы, существующие в СССР, используются только для оборонки, всё, что идёт на товары широкого потребления уступает в качестве;
  • Советскому человеку достаточно того, что есть, а эстетствующие меломаны с радиолюбительским опытом и так себе спаяют, и вообще, это всё от лукавого роскошь для проклятых капиталистов на загнивающем западе;
  • В СССР ничего не умеют делать, а все ценные кадры, которые были бы на это способны трудятся на оборонку, либо эмигрировали в Израиль за границу;

  • Для преодоления отставания СССР по части схемотехники, конструкторской мысли и дизайна качественной аппаратуры от запада требуются десятилетия.

2

Электрон-20: типичный советский усилитель

В итоге бытующих тогда заблуждений и отсутствия мотивации у соответствующих ветвей советской власти, дело создания аппаратуры высокой верности воспроизведения стало уделом энтузиастов. Одним из таких людей стал Анатолий Лихницкий, которого в 1970-м году посетила мысль о создании идеального усилителя. Фактически, Лихницкий замахнулся даже не на HI-FI, а на Hiend концепцию. Сам он написал об этом так:

«Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов, захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве.»

Дело пошло, и инженер медицинской техники Анатолий Лихницкий с механиком Страховым создали систему с характеристиками, недосягаемыми для советских серийных образцов. Усилитель этой системы позже превратят в серийный «Бриг».

«Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими по тем временам параметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно – этот усилитель совсем неплохо звучал.» Из воспоминаний Лихницкого

Именно схемотехника этого усилителя, созданная с использованием симметричного квазикомплементарного выходного каскада и стала основой будущего «Брига». По мнению Лихницкого, его детище «переиграло» и его собственные ламповые разработки на 6С4С и один из легендарных ламповых усилителей «Dynaco».

Партия сказала надо, комсомол ответил есть

В начале 70-х годов все доступные советским гражданам усилители, такие как „Электроника Б1-01”, (а также их собратья, встроенные в корпуса проигрывателей грампластинок и катушечных магнитофонов), не просто уступали западным аналогам, но были хуже буквально по всем объективным и субъективным параметрам. Не удивительно, что идея появления качественной аудиоаппаратуры к 1975-му была осознана и правящим меньшинством.

3

Электроника Б1-01 — усилитель подвергавшийся особой критике со стороны Лихницкого

Руководители отраслевых ведомств СССР понимали, что низкий уровень качества товаров народного потребления чреват получением чувствительного пинка от политбюро за отставание от запада — это в полной мере касалось и аудиотехники. Помимо объективной необходимости присутствовала провоцирующая инициатива снизу. В основном за советский HI-FI ратовали инженеры-энтузиасты, более других понимавшие, что возможности технологической и производственной базы позволяют его выпускать. Ключевое решение о создании «Брига» принимал начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно этот человек, бывший сотрудник ленинградского радио, известный тем, что во время блокады Ленинграда вел репортажи из горящего танка, курировал объединение „Океанприбор”.

Помимо прочего Свиридов был страстным аудиофилом меломаном и посещал тусовки, на которых имел возможность оценить качество крутой западной аппаратуры. Осознав необходимость аналогов буржуйских диковин в стране советов, чиновник создал направление по разработке и производству высококачественной аппаратуры. Дело осложнялось тем, что в 1971-м Ленинградский обком партии решил: «инженерный приборостроительный комплекс „Океанприбор”, в свободное от оборонки время, будет создавать посуду для советских домохозяек». К счастью, позже в 1973-м, под давлением Свиридова, обком изменил решение на: «догнать и перегнать запад, пустив серию крутой советский УМЗЧ».

4

Свиридов и Каляева, знавшие Лихницкого по меломанским пьянкам закрытым встречам для узкого круга с прослушиванием аппаратуры, пригласили талантливого инженера поучаствовать в проекте.

«Прослушивание авангардного джаза и „Страстей” Баха, а так¬же интересные встречи и большое количество алкоголя составляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла была душой и организатором таких тусовок. » Лихницкий

Лихницкий же, работавший в сфере неинтересной для него медтехники, с радостью согласился. Как только разгорелась дискуссия о том, что можно быстро спроектировать и пустить в серию, Анатолий Лихницкий сказал, что лучшим вариантом является его усилитель обр. 1970-го. Предложение было принято, через 3 месяца увидел свет первый прототип, а через 2 года мучений появился «Бриг».

Сквозь тернии к звуку

В процессе разработки группа инженеров, и в первую очередь Лихницкий и Каляева, столкнулись с рядом серьёзных технических, производственных и, как часто бывало в советском союзе, организационных проблем. На этапе разработки основной проблемой были транзисторы. У усилителя Лихницкого они были германиевые, применение которых не предполагалось в новом продукте. Переход на кремний предполагал изменение схемы выходного каскада. Проблема была решена путём переработки первоначального квазикомплементарного варианта.

5

6

7

Отдел состоял из 3-х секторов:

  • Сектор разработок;
  • Конструкторский сектор;
  • Группа дизайнеров.

Каляева – руководитель темы, Лихницкий – руководитель основных направлений исследований.

8

Анатолий Лихницкий

Позже, волей случая, Анатолий займет место начальника сектора разработок (что для беспартийного Лихницкого – внушительный карьерный рост), обязанности которого он частично выполнял до этого. Получив легитимную власть в секторе, инженер структурирует вверенное ему подразделение и создаёт несколько групп. Особое место занимала «группа ресурсов». Лучше всего об этом в своих воспоминаниях написал сам Лихницкий:

«Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные ма­териалы, … в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем...»

9

Триумф «Брига»

Презентация первых бригов состоялась ещё до официального релиза и даже до появления серийных усилителей. В 1974-м были готовы опытные образцы. После надлежащего тестирования Свиридов, Каляева и Лихницкий решились продемонстрировать надежду советских меломанов, министру судостроительной промышленности Бутоме.

10

Бутома Борис Евстахиевич — министр давший добро на «Бриг»

Впечатлённый новорожденным советским хайфаем, Министр пригласил на презентацию главного партийного аудиофила, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС Леонида Горшкова.

11

Герой Социалистического Труда и аудиофил — Горшков Леонид Иванович

Реакция Горшкова была восторженной. Единственный вопрос, который задал чиновник был о том, какие транзисторы используются в усилителе. Результатом презентации стала возможность использования для серийных образцов «Брига» танталовых конденсаторов и других дефицитных элементов, которые до этого применялись только в оборонпроме, а также внушительная денежная премия для разработчиков. Известно также, что после «шоу» в кабинете Ботумы, Горшков устроил разнос подконтрольному ВНИИРПА (руководителей которого безуспешно стремился заставить заняться хайфаем), где в результате последовавших за разносом разборок умер от инфаркта начальник лаборатории усилителей.

12

«Бриг 001» — ранний вариант

После того, как многострадальный серийный «Бриг» поступил в продажу, начался невиданный ажиотаж. Достать усилитель можно было только благодаря удивительно хорошему блату и с доплатой в размере не менее 25 советских рублей (четверть месячной зарплаты инженера). На Лейпцигской ярмарке усилитель получил золотую медаль. К 1977-му году «Бриг» активно экспортировался в Великобританию, Францию и Австралию. Специалисты британской компании «Afif Ltd.», экспортировавшей «Бриг», признали, что усилитель полностью соответствовал стандарту HI-FI и всем требованиям западного рыка.

13

Серийный «Бриг» обладал характеристиками, которые во многом превосходили более дорогостоящие и, что главное, «не доставаемые» в СССР западные компоненты:

  • выходная номинальная мощность: 2 × 50 Вт (при нагрузке 4 Ом);
  • номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц;
  • коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %;
  • коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %;
  • переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ;
  • отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ;
  • потребляемая мощность: 150 Вт;
  • габаритные размеры: 452 × 372 × 118 мм;
  • масса: 15 кг;
  • цена в розницу в СССР: 625 рублей;
  • цена в розницу в Великобритании: £ 300 фунтов в 1976 году (сейчас £1500).

Итог

«Бриг» стал, если не первым, то одним из первых HI-FI устройств в СССР, во многом задав высокую планку и предопределив разработку других усилителей высокой верности воспроизведения. Опыт его разработчиков пригодился многим, кто создавал HI-FI технику в последующие годы. Схемотехнические и конструкторские решения, созданные для «Бриг», предопределили развитие таких усилителей как: «Амфитон 002», «Одиссей 010» и «Пульсар».

14

Анатолий Лихницкий

Несмотря на мое ироничное отношение к некоторым взглядам Лихницкого и его откровенной псевдонаучной бредогенерации в сети (хотя бытует также мнение, что это был тонкий стёб), я полагаю, что именно он был одним из тех, кто сформировал идеологию высокой верности воспроизведения в Стране Советов и сделал не малый вклад в создание аппаратуры в рамках этой идеологии. Более того, именно он, Каляева и все, кто сними работал над «Бригом», доказали возможность создания массовой высококачественной аудиотехники в СССР. «Бриг» стал одним из лучших устройств своего времени по соотношению цена/качество (характеристики), его возможности до сих пор превосходят многие современные образцы. Выпуск усилителя продолжался до 1989-го года. Анатолий Маркович Лихницкий умер в 2013-м году.

Источник: habr.com
759
21
0
WadDad WadDad
5 месяцев назад
Лихницкий порой писал конечно такую ересь для многих. Но некоторые постулаты его видения Hi-Fi считаю верными. С его постулатом, что «чем больше различий слышно между записями на одной аппаратуре, тем она лучше» я сам убедился и полностью поддерживаю.
0
FireEater FireEater  · FireEater
5 месяцев назад
Не довелось мне его послушать на хорошей акустике.
Дизайн, конечно, самый простецкий. А переключатели и потенциометры у нас всегда были ахтунговские.
0
alti27 alti27
5 месяцев назад
Переключатели в Бриге, кстати, одни из самых лучших среди советских усилителей.
А потенциометр там стоит только на баланс.
0
androvixen androvixen
5 месяцев назад
Вот именно этот потенциометр у меня и вызывал периодическое «шуршание». Пришлось просто отключить поставив перемычки.
0
FireEater FireEater  · FireEater
5 месяцев назад
Лечится, разборкой и тонкой смазкой трущихся деталей касторовым маслом. И не иначе.
0
androvixen androvixen
5 месяцев назад
Вы с работой усилителя темброблока разбирались? Именно в этом усилителе. Там малейший неконтакт потенциометра вызывает нарушение всего усилителя темброблока в целом, так как через него происходит задание режима работы всех транзисторов темброблока. А учитывая конденсатор в 200µF в цепи питания базы первого транзистора такой процесс затягивается.
Это раз.
А во-вторых – а зачем нужен регулятор баланса? По-моему магнитофоны уже никто не слушает.
0
FireEater FireEater  · FireEater
5 месяцев назад
Не будет никакого неконтакта, а вот паразитный «шурш» пропадёт навсегда.
У меня в Олимп-005 была такая хворь. Где-то в 2000 году я её вылечил. Навсегда. Вон он у меня стоит, периодически включаю гостям, когда попросят.
0
AndrewMAST AndrewMAST
5 месяцев назад
Спасибо за интересное, содержательное повествование
+3
BlackCat BlackCat  · VIP
5 месяцев назад
Статья очень толково написана, у меня ещё похожая про историю Брига где-то есть. Мало людей, держащих паяльник, осталось на сайте, честно говоря, -жаль. Первый усилок я собрал по мотивам одной из публикаций А. Лихницкого, еще на лампах (мама дорогая, как давно это было)), затем классика — Бать и Середа, как сейчас помню — Радио 72-6. Можно было бы порассуждать на эту тему, да похоже не с кем(( Бриг хорош, как промышленный образец, но дотошный радиолюбитель может выжать лучше, особенно, если элементной базой располагает. Как пример: лампово-полупроводниковый усилитель без ОСС, где можно опустить напряжение анода у 6Н23П до 27-30 вольт, а уж если вообще в улёт, то выход сделать на комплементарных парах полевых транзисторов и сразу загасить вечный спор между лампой и транзистором. Полевик на выходе ни в чём не уступает лампе, а даже где-то и лучше.
+3
AndrewMAST AndrewMAST
5 месяцев назад
Интересная идея — про усилитель!.. Ещё б полевики с минимальным разбросом отсортировать )
Лично я паяльник держу в редких случаях, но «ступенька» на жале пропилена для мелкой пайки :)
В давние творческие времена услышал мудрое напутствие от армейского преподавателя:
— «Бывают только две основные причины любой неисправности даже самого сложного электронного устройства: отсутствие контакта там, где он должен быть, и наличие контакта там, где его быть не должно!»
PS. Есть талантливый товарищ (здравствующий), которого крайне интересно слушать — Дмитрий Коржевский, он кажется, из Гжели. У него свой интереснейший канал про сложную электронику. Народ просто заслушивается. Исключительно грамотно и наглядно. Вот с кем бы очно пообщаться…
0
BlackCat BlackCat  · VIP
5 месяцев назад
Дмитрий Коржевский, он кажется, из Гжели.
Он из Гусь-Хрустального. Смотрел я когда-то его канал, в принципе, познавательно, разные аспекты охватывает. Понравилось про 2 причины поломок -очень философски тонко подмечено, и ведь не поспоришь))
0
alti27 alti27
5 месяцев назад
Коржевский,- это да. Настоящий философ.
И мастер на все руки. По поводу нестандартного подхода к проблеме,- это точно про него.

Что же касается ремонта стандартной техники, то тут нет равных Георгию Верёвкину из Риги.
Вот, уж, кто мастеркласс по ремонту может показать.
+1
alti27 alti27
5 месяцев назад
Точно! Электроника,- это наука о контактах. ;)
0
alti27 alti27
5 месяцев назад
Да, не часто сейчас люди готовы собирать что-то своими руками. А я до сих пор не прочь что-то такое сварганить В том числе и усилитель.
Лампами, правда, не занимаюсь. Ну не люблю, я чтобы прямо под носом было 300 вольт.
Да ещё и трансформаторы! От которых напрямую зависит качество звука.

зы А полевики на выходе, кстати, кто-то уже и на Бриг устанавливал! вполне успешно.
+2
BlackCat BlackCat  · VIP
5 месяцев назад
Да ещё и трансформаторы!
Куда ж без них. Пробовал я (ещё в 80-е) на импульсном БП сделать усилок, как говорится: почувствуйте разницу)) Особенно заметно для неискушённого зрителя на ударных, то ли удар, то ли всхлип, нет запаса ёмкости на демпфер. Про вечный спор между лампой и транзистором не буду отвлекаться и про гармонические тоже… Скажу так, в УМЗ главное переходная характеристика, проще говоря, искажение прямоугольного сигнала на тесте и добиваться нелинейных 0,0...% неоправданная трата сил, ну и всегда надо творчески подходить к любой конструкции, чтобы получить удовлетворение от творчества и результат. К примеру (уже приводил где-то в комментах пример) можно довести до очень приличных результатов ту же заводскую модель (АРКТУР-006) так, что при «слепом» прослушивании его принимали за очень дорогую импортную вертушку… Было время, когда «хвастались» своими самоделками, а не кредитными тачками и силиконовыми телками…
0
alti27 alti27
5 месяцев назад
Усилитель без нормального трансформатора по питанию,- это не усилитель!
Да, признаю, что в некоторых случаях без импульсного преобразователя никуда. Но это, скорее исключение, чем правило. Например, в автомобильных усилителях нормальный усилитель иначе собрать просто не получится!

Я же имел в виду ещё и выходные трансформаторы классических ламповых усилителей. Одно и двухтактных…
Там как раз есть некие сложности и хитрости с созданием нормальных выходных трансформаторов.
И трансформаторы от какой-нибудь «Ригонды» или лампового телевизора для качественного звука подходят слабо.

На счёт сверхнизких нелинейных искажений,- полностью согласен…
И про самоделки тоже…
0
BlackCat BlackCat  · VIP
5 месяцев назад
Я же имел в виду ещё и выходные трансформаторы классических ламповых усилителей. Одно и двухтактных…
Да я понял, про что Вы говорили, у меня друг в молодости, да практически всю жизнь гонялся за «тёплым ламповым» и весь гимор намоточных девайсов мне очень хорошо знаком, одна бифилярная намотка чего стоит. Но всё можно было сделать при поставленной цели. Помню, как-то раз по ошибке пришли на предприятие галеты от тестеров (кажется какой-то Ц4312-15...), так в момент из них слепили регуляторы громкости с тонкомпенсацией по идеальной характеристике))
Посещая наш сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
© 2020-2021 NoNaMe
Яндекс.Метрика