Ефремов Иван Антонович (ЖЗЛ)

23 апреля 1908 года, день рождения Ефремова Ивана Антоновича.

Основал тафономию, любил палеонтологию и наполнил литературу духом экзотических экспедиций – творческая судьба Ивана Антоновича Ефремова не только удивит интересными фактами, но и приоткроет тайну вдохновения.

Читая сейчас его произведения, ловишь себя на мысли: удивительно, как много он предсказал столь похожего на современность и многое до сих пор актуально! Печаль лишь в том, что предсказанное относится не к той ветке развития человечества, что открыла для себя новые миры, полностью отдавшись прогрессу, развитию и искусству, а к той, что познаёт «теорию инфернальности».

Ничего нет более могучего, чем люди, соединённые доверием. Даже слабые люди, закаляясь в совместной борьбе, чувствуя, что на них полагаются полностью, становятся способными на величайшее самоотвержение, веря в себя, как в других, и в других, как в себя…
Иван Ефремов, «Час быка»

Исходное слово «инфернальный» переводится с латыни сразу в трёх значениях: «подземный», «адский» и «страшный».

Теория инфернальности – это система философских взглядов, изложенная учёным и фантастом И. Ефремовым в его романе «Час Быка» (1968) как в виде тезисов, так и в развёрнутой литературно художественной форме.

Словом «инферно» здесь и далее обозначена «болезнь» разнящихся социумов, в которых, несмотря на словесные оптимистические декларации, уделом большинства общества и отдельно взятых людей становится весь спектр физических мук и душевных страданий, помноженный на чувство безысходности. Избавление от инфернальности – океана человеческих мучений – означало бы построение идеального общества на таких основах, которые учитывают и исключают действие как наивных заблуждений, так и серьёзных просчётов едва ли не всех утопистов известных в истории человечества. И Ефремов определил коренную суть «генераторов Зла», от действия которых необходима надёжная защита.

«Суть наименования «инферно» — его интуитивное предчувствие истинной подоплеки исторического развития человеческого общества в эволюции всей жизни на Земле как страшного пути горя и смерти… Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яркое выражение инфернальности. Метод добиваться улучшения вслепую, как в игре, бросая кости несчётное число раз. Но за каждым броском стоят миллионы жизней погибавших в страданиях и в безысходности».

Иван Ефремов, «Час быка»

Первый уровень инферно «организован» самой природой и распространён на весь животный мир планеты, от которого человек обособился, но не окончательно. Для процесса эволюции каждый индивидуум по-прежнему остался рядовым элементом, чья биологическая смерть неотвратима. В качестве существа биосоциального человеку удавалось пока добиваться расширения своей экологической ниши. Но и это всякий раз достаётся дорогой ценой экологических и техногенных катастроф. В конечном итоге замкнутая сфера инфернальности только расширяется, ибо ни сам человек, ни социум не совершенствуются в полной мере.

Второй уровень инферно охватывает психику человека и проявляется в неизжитых первобытных инстинктах – агрессивности, жадности, эгоизме. А это такой «плен», в котором человек держит сам себя охотнее всего, считая, что тем самым он сохраняет индивидуальность. Раскрывать же лучшие из человеческих качеств, помимо всего прочего, мешает и «тяжёлая ноосфера» – сфера разума земной цивилизации.

Третий уровень инферно – социальный. Мы воспринимаем его как постоянно открытую либо глухую борьбу за привилегии в мире, где всего не хватает. Поэтому доступ к изобилию материальных благ для одних групп населения неизбежно оборачивается нищетой для всех остальных. На экономической основе формируются иерархические пирамиды, которые в равной степени присущи и гангстерскому капитализму, и фашизму, и лжесоциализму.

Правящие олигархии, в какие бы политические одежды они не рядились, становятся всё более некомпетентными, а подчинённый им чиновничий аппарат всё более забюрократизированным и коррумпированным. По сути, вся верхушка иерархической пирамиды – это сборище преступников потенциальных и тайных, но легализованных по законам ими же устанавливаемым.

Экономический признак социального инферно заключается в принципе внеэкономического способа распределения материальных благ, зависящем только от расположения в иерархии управления социума в целом.

Политический признак социального инферно виден в стремлении олигархической власти уничтожать инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентную часть общества. Чудовищно преступные деяния Сталина, Гитлера, Мао Цзе Дуна, Пола Пота на этом поприще прекрасно известны. Но и с помощью идеологии гипертрофированного потребительства, проводимой в странах западной культуры, тоже можно добиться общего «оглупления» собственной нации. Об этом свидетельствует, например, «перекачка мозгов» туда, где ощутим дефицит собственных высокоинтеллектуальных работников. В то же время среди собственного народонаселения становится неимоверно велик процент невеж и психопатов, совершающих акты вандализма, палящих по окружающим и т. п.

Идеологический признак социального инферно – фильтрация информации в её средствах массового распространения, вплоть до формирования сверху самих «новостей». В интересах подчинения морали интересам правящей верхушки из обращения изымаются духовные ценности, выработанные тысячелетним развитием человечества, а на их место приходят конъюнктурные идеологические поделки.

Всё это в совокупности ведёт к порче генофонда людей, разрушению их психики, моральному и духовному разложению всего общества.

Самое скверное, что в условиях инферно наиболее сильным и направленным ударам подвержены именно проявления лучших качеств человека и сами их носители. И. Ефремов назвал этот принцип законом Стрелы Аримана в честь древнеиранского божества Зла. Характерными становятся ситуации, когда «всё, что бы ни делалось, делается к худшему, когда идея, провозгласившая добро, имеет тенденцию по мере исполнения нести с собой всё больше плохого, становится вредоносной. Это тенденция устроенного общества с морально тяжёлой атмосферой умножать зло и горе», – считал автор романа «Час Быка», и в справедливости его мнения легко убедиться и ныне.

В качестве антитезы инфернальных социумов фантаст предложил такую модель коммунистического общества, которая основана в большей степени на заветах древнеиндийских мудрецов и русских космистов, нежели на теории марксизма, которой отводится более скромное место, возможно, из-за провальной практики её осуществления. Недаром самостоятельное восхождение населения планеты Торманс из пучины мучений обозначается в романе в заброшенном Святилище Трёх Шагов – явном воплощении духовного наследия лучших умов древности.

Три Шага – три ступени лестницы для восхождения из инферно. Но их осуществлению должно предшествовать предварительное действо в соответствии с русской пословицей: «Семь раз отмерь – один отрежь». Речь идёт об установлении справедливых законов – не для охраны власти, её собственности или привилегий, а для соблюдения чести, достоинства и для умножения духовного богатства каждого человека.

Первый шаг из инферно – приобретение выдержки, высшего мужества, достоинства, доверия к себе – сгорание всего плохого в душе путём психологических тренировок. Человека можно научить быть хозяином собственного тела, не подавляя желаний, но и не подчиняясь им до распущенности. Речь идёт о физическом совершенствовании человека за счёт его внутренних резервов.

В то же время требуется создание и приумножение духовной опоры человека через красоту (расцвет искусств и наук).

Второй шаг из инферно – изживание первобытных инстинктов через систему воспитания и самовоспитания духовного. Несмотря на чудовищные скопления Зла, золотые нити доброты и сострадания всё-таки пронизывают всю историю земной цивилизации. С другой стороны, людям необходимо дальнейшее овладение глубинами своей психики, чтобы освободиться от страха преследования, от фетишизации власти. Анархизм здесь ни при чём. Многогранность личности преодолевает индивидуализм, и, по мнению фантаста, «свобода может быть только от великого понимания и ответственности. Никакой другой свободы во Вселенной нет».

Третий шаг из инферно – организация действенных институтов, следящих за равновесным состоянием на высоком уровне развития лучшего из социумов. «Ни шага вниз по лестнице, обратно в тёмную бездну инферно. За каждой ступенькой этой лестницы…миллионы человеческих глаз, тоскующих, мечтающих, страдающих и грозных. И море слёз», — писал И. Ефремов. А об общественных структурах он гораздо ранее развёрнуто упоминал в своём предшествующем романе «Туманность Андромеды». На долю второй части дилогии – роман «Час Быка» – пришлось лишь упоминание о профилактических охранительных системах, находящихся в распоряжении Совета Чести и Права. Эти особые системы – отнюдь не излишество, поскольку от суммы пережитых за миллионы лет инфернальных страданий, накопленных в генной памяти, всегда возможно появление людей с архаическим пониманием доблести. С диким стремлением к власти над людьми, возвышению себя через унижение других.

Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная, следовательно, необходимо все большее и большее развитие личности, ее многогранность. Однако при отсутствии самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс неполноценности и срывается в изуверство и ханжество. Вот отчего даже у нас так сложно воспитание и образование, ведь оно практически длится всю жизнь. Вот отчего ограничено «я так хочу» и заменено на «так необходимо».

— Кто же был первым на этом пути? Неужели опять Россия? — заинтересовалась Эвиза.

— Опять Россия — первая страна социализма. Именно она пошла великим путем по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями. Русские решили, что лучше быть беднее, но подготовить общество с большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренить условия и самое понятие капиталистического успеха, искоренить всяческих владык, больших и малых, в политике, науке, искусстве. Вот ключ, который привел наших предков к Эре Мирового Воссоединения. Его мы не нашли на Тормансе, потому что здесь две тысячи лет спустя после ЭМВ еще существует инферно, олигархия, создавшая утонченную систему угнетения. Для борьбы с этой системой надо создать людей высокой психофизиологической тренировки, подобно нам, безвредных в своем могуществе. И прежде всего научить их бороться со всепроникающей «избранностью» — системой противопоставления владык и толпы, всеведущих ученых и темных невежд, звезд и бесталанных, элиты и низшего, рабочего класса. В этой системе корень фашизма и развращения людей Торманса…

Иван Ефремов, «Час быка»

Источник: Дзен
1k
1
19
+1
gensekck gensekck
18 дней назад
Чую Иван Антонович в гробу завертелся. Такой оригинальной трактовки из книги «Час быка» он не только не предпологал, но и в страшном сне не придвидел. Вопрос, а чего сейчас курят перед написанием статьи? И прошу всех — не надо трогать старое и великое. Не получится шедевра.
+1
Lightspeed Lightspeed
18 дней назад
Поконкретнее, товарисч. Эра разобщённых миров — 1:1 нынешнее время.
+1
ego1978 ego1978
26 дней назад
Галимая идеалистическая философия. По крайней мере в перекладе автора статьи.
+3
rus001 rus001
25 дней назад
неидеалистическая философия это наверное то, что основано на базовых потребностях человека? ну, что бы уж наверняка попасть в область необходимую и на 100% задействованную — поесть, размножиться и доминировать над теми кто пониже сидит.
+2
PUTNIKsZEMLI PUTNIKsZEMLI
28 дней назад
Чуждые и враждебные друг другу системы мир капитала и мир социализма вдруг нашли общую точку соприкосновения, запретив «ЧАС БЫКА».
Только из-за этого стоит его ещё раз перечитать, чтобы понять, куда движется цивилизация Земли.
+4
servalt servalt
26 дней назад
Час быка издавался в СССР во многих журналах и отдельными тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров. Тогда же социалистическими издательствами был переведен на многие языки. Читал в детстве, ни хрена не понял. Запрещен к переизданию в СССР при реставрации капитализма, при Андропове. То есть перечитать обязательно надо, произведение 60-70-х по прежнему актуально, потому что в мире есть любители третьего мира, скрещения социализма с капитализмом, «шведского» социализма и «капитализма с человеческим лицом», всё это путь в бездну.
+2
lnd lnd
28 дней назад
В 67-68 году(точно год не вспомню) Туманность Андромеды сначала смотрел, а потом в Роман Газете прочел.
+5
zva zva  · zva
28 дней назад
Когда-то, в юности (в первой еще молодости) один из любимых писателей. «Час быка» и «Лезвие бритвы» прочел залпом.
+4
Knigochii Knigochii
28 дней назад
Вот, кстати, нашёл интересную публикацию о Ефремове. Она довольно ёмкая, не для слабонервных, но при наличии времени почитать стоит. Там в первой части собственно об одной из интересных мыслей Ефремова, а во второй части — ни много ни мало, о происхождении жизни на Земле.
+8
rus001 rus001
28 дней назад
Большинство знакомы с Иваном Антоновичем как с писателем — фантастом.
У меня же складывается такое впечатление, что писательский талант его использовался лишь как форма выражения тех мыслей которые никак нельзя было ему реализовать в научной сфере.
Очень многогранная личность!
+4
Knigochii Knigochii
28 дней назад
Да, всё так…
+2
PUTNIKsZEMLI PUTNIKsZEMLI
28 дней назад
благодарю, обязательно к просмотру
+1
BobSencler BobSencler
28 дней назад
спасибо.
+2
zavse zavse
28 дней назад
А знаете ли вы, что братья Стругацкие в мрачные времена написали на Ефремова кляузу?
Об этом мне говорила теща, к-я работала в Палеонтологическом институте АН СССР в должности с.н.с.
и была знакома с Ефремовым. Подробности не знаю, история мутная.
+11
Knigochii Knigochii
28 дней назад
Я не знал. Пару слов о мутности:
Однажды великий философ повстречал знакомого, который подбежал к нему и взволнованно выпалил: «Сократ, ты знаешь, что я только что узнал об одном из твоих учеников?».
«Подожди, — ответил Сократ. — Прежде, чем заговорить об этом, давай проверим, что ты на самом деле хочешь мне рассказать. Мой первый вопрос касается Истины. Ты абсолютно уверен в том, что то, чем ты хочешь со мной поделиться, — правда?».
«Нет, — ответил молодой человек. — На самом деле я просто слышал об этом от других людей».
«Все в порядке. — продолжил великий философ. — В общем, ты не знаешь, правда это или нет. Теперь второй вопрос. То, что ты собираешься рассказать мне о моем ученике, — это что-то хорошее?».

«Нет, как раз наоборот…».
«Таким образом, — продолжил Сократ. — Ты собираешься рассказать мне что-то плохое о другом человеке, хотя ты не уверен в том, что это правда?».
Парень смущенно пожал плечами.
«У тебя все еще есть шансы заинтересовать меня, — продолжал Мастер. — Третий вопрос — о полезности. Мне полезно будет знать о своем студенте то, что ты хочешь мне сообщить?».
«Нет, не очень…».
«Ну, тогда мы с тобой пришли к правильному выводу. Ты хотел рассказать мне нечто плохое, в истинности чего ты не уверен. И раз эти слухи не несут для меня никакой пользы, то зачем тебе вообще мне это рассказывать?».
Парень, прибежавший к философу с «новостью», чувствовал себя посрамленным.
В следующий раз, когда вы почувствуете необходимость в том, чтобы обсудить кого-то за его спиной, задайте себе три вопроса:
«Точно ли это правда?». «Это хорошая новость?». «Какая польза будет собеседнику от того, что я расскажу ему эту историю?».
+1
s1a2s3h4a5 s1a2s3h4a5
28 дней назад
Ему же это ТЁЩА сказала.
0
letnab letnab
24 дня назад
Кстати о тёще))) По-испански наручники в переводе звучат, как тёщины браслеты.
Посещая наш сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
© 2020-2022 NoNaMe
Яндекс.Метрика